fbpx

Ущелье Машат

«Я пророчить не берусь,
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а гениев»
И.Тальков

Шел 2001 год. А я шел по верховью ущелья Машат, что в южно-казахстанской области. Мне еще 14 лет, впереди еще вся жизнь, как и все ошибки, и все победы. Это был вечер после тренировок по технике горного туризма. Завтра первый день международных соревнований по ТГТ (техника горного туризма). И так как потом времени не будет, я решил пойти прогуляться. Я взял кассетный плеер с альбомом Игоря Талькова. Не помню, как назывался альбом, а может это был сборник лучших хитов. Я поднялся над ущельем, и передо мной открылся великолепный вид из зеленого пол.

Я шел вперед, в сторону гор. По дороге пел песни вместе с Игорем. Вокруг не было никого, я шел не быстро, но долго. Неожиданно, за очередным холмом открылось поле, усеянное красными как огонь, тюльпанами. Я присел рядом с ними, вдыхая смесь чистейшего горного воздуха, и весеннего аромата тюльпанов. Я уже не помню своих мыслей в тот момент, зато я навсегда запомнил состояние. Это было состояние единения с окружающей природой, и со своим внутренним миром. Я был свободен от всех предрассудков и суждений, которых у меня было достаточно. Меня не беспокоили даже первые в моей жизни международные соревнования имени Н.Марчук. А уровень ответственности у меня был выше, чем у остальных, так как я был капитаном команды, и отвечал за подготовку снаряжения к прохождению дистанции.

Пора возвращаться

Ущелье Машат

Незаметно для меня, стало вечереть. Я встал и развернулся в обратный путь. Чем темнее становилось, тем больше я ускорял свой шаг, так как спускаться со скального склона в темноте, без снаряжения не хотелось. И вот я дошел до предполагаемого мной места спуска и остановился на пару минут, чтобы перевести дух от пробежки. И тут меня охватывает холодный ужас, что волосы дыбом встали. Это было не то место спуска, и я начал осознавать, что я не знаю, где мой спуск, и вообще, не знаю где я нахожусь.

Солнце село минут сорок назад, и уже стало довольно темно. Помню на всю жизнь, что в тот момент я принял единственно верное решение: я сохранил спокойствие. Я осознал, что паника не поможет мне вернуться. Я решил, что самое худшее, что может случиться, это ночевка вне лагеря, уж утром то я точно найду путь в лагерь. Влетит, конечно, от тренера так, что запомнится на долго, но зато живой, зато вернулся.

Я сел на еще теплую от южного солнца землю, закрыл глаза. Почти сразу же я вспомнил и восстановил то состояние единения, когда сидел перед тюльпановым полем. Вокруг уже стало окончательно темно, и меня будто укрыла звенящая тишина. Тихо было так, что можно было услышать собственное сердцебиение. Вот только я начал успокаиваться и выбирать место для сна, как вдали услышал какой-то шум. Я затаил дыхание, чтобы ничто не мешало мне вслушаться в эти звуки.

«До чего хорошо!» — это была фраза из песни группы «Чайф» под названием «Оранжевое настроение», которая всегда исполнялась с особым надрывом, выкрикивая всю отрицательную энергию. Свои! Я понял, что нахожусь где-то совсем рядом со спуском и мне идти не более тридцати минут. Я пошел дальше, и вскоре нашел безопасный спуск. Какого же было мое удивление, когда меня встретил тренер словами: «Ты выспался?». Они просто решили, что я спал. Как же я обрадовался, что не буду наказан за свою прогулку. «Нет, я вставал в туалет, сейчас вернусь в палатку».